Модели. Авиация

Самолет Amodel 1/72 Tу-128

Удивительно красивая машина, вобравшая в себя эстетику самолётов 60-х годов и фирменный дизайн КБ А.Н. Туполева, просто обязана была появиться в пластиковой реплике.

Фирма «Amodel» предложила модель в традиционной для себя технологии ЛНД, сразу и честно предупредив, что этот набор – только для опытных моделистов. Насколько опытных, стало понятным лишь в процессе работы над моделью.
Пластик светло-серый, очень мягкий, хорошо обрабатывается. Крой внутренний, подробный, но мелкий и неровный. На всех поверхностях — утяжины и деформации, особенно в средней части фюзеляжа. Поверхность отливок покрыта мелкими бугорками, наподобие брызг. Мелкие детали пролиты плохо, края “замылены”. Одним словом, нужно очень желать пополнить свою коллекцию именно Ту-128, чтобы взяться за работу.

Кабина

Неплохо отлиты приборные доски и боковые панели. Боковые пульты необходимо позиционировать при установленной центральной перегородке, иначе при стыковке фюзеляжа будут сложности. Кабина окрашена ММ 2135, тонирована сухая кисть?»>сухой кистью. Кресла эпоксидные, НеОмега. В силу того, что фонари предполагалось делать открытыми, отделке кабины было уделено достаточно много времени. При закрытых фонарях кабины практически не просматриваются, и можно обойтись штатной комплектацией.

Крыло

Требует многократного шпаклевания после склейки половин, формирования передней и задней кромок, тщательного шлифования и новой гравировки линий раскроя. После приведения геометрии консоли к соответствию с чертежами, шпаклёвки и шлифовки, нанесены заклёпочные швы. Пилоны АПУ не устанавливались до стыковки консолей с фюзеляжем. Зазоры между управляющими поверхностями и крылом чрезвычайно велики и были зашпаклёваны с последующим восстановлением линии сопряжения.

Фюзеляж

Носовая часть состыкована после установки кабины и ниши передней стойки. Швы многократно прошпаклёваны, конструкции придан профиль в соответствии с чертежами, далее мокрая шлифовка, гравировка кроя в соответствии с чертежами, шлифовка, нанесение заклёпочных швов, полировка. Воздухозаборники не устанавливаются до стыковки носовой и основной части фюзеляжа. В установке воздушных каналов смысла не увидел, поскольку на собра-ном изделии их не видно, а раскапотировать силовую установку я не собирался.
Верхняя и нижняя части фюзеляжа склеиваются, и после полной просушки начинается увлекательный процесс борьбы с дефектами. Если у вас есть тамиевская двухкомпонентная шпаклёвка, используйте её, т.к. корригируемые объёмы весьма значительны. Это, прежде всего, боковые поверхности образовавшейся конструкции, имеющие огромные провалы, и хвостовая часть, которую я просто всю зашпаклевал (включая дет. 91-92, 93-94), оставив лишь механизм установки. Ввиду того, что исправляемые дефекты значительны и требуют наложения нескольких слоёв шпаклёвки, необходима достаточная экспозиция высушивания. Воздухозаборник в основании киля формируется стоматологическими борами. После тщательного шлифования гравируются линии кроя, наносятся заклёпочные швы.

Подсборка

Консоли крыла устанавливаются только после тщательной подгонки без клея. По-сле установки нельзя допускать остаточных напряжений в линии стыка крыло-фюзеляж, по-скольку пластик мягкий, стенка фюзеляжа тонкая, и неизбежно возникнет деформация узла. Лучше подрезать прорези фюзеляжа “с запасом”. При окончательной сборке узла крыло-фюзеляж желательно пользоваться простейшим шаблоном, поскольку вся конструкция “играет”, расположение деталей в пластике однозначно не задиктовано. После окончательной про-сушки клеевых соединений швы многократно прошпаклёваны и отполированы.
Особого внимания требует установка воздухозаборников. Дело в том, что сопрягаемые по-перечные сечения носовой и хвостовой частей, мягко говоря, очень разнятся. При установке воздухозаборников необходимо минимизировать несовпадение профилей во всех проекциях. После просушивания клеевого соединения следует многократное шпаклевание (лучше – двухкомпонентной шпаклёвкой) и выведение профиля. Вообще, именно этот узел оказался наиболее сложным и трудоёмким в изготовлении, при том, что именно этот участок хорошо просматривается на модели.

Шасси

Выполнены практически заново, по чертежам. На всех стойках добавлены многочис-ленные шарнирные узлы, тяги, гидравлика, сделаны новые двухзвенники. Штоки амортизаторов выполнены из медицинских игл. Самодельный двухзвенник передней стойки повёрнут назад, в соответствии с чертежами. Изготовлен механизм поворота передней стойки.

Сборка

Модель собирается полностью, включая стойки шасси, створки, все антенны. Это обусловлено необходимостью подгонять и обрабатывать все клеевые соединения. Фонарь рас-пиливается, подгоняется по месту. АПУ пристыковываются к консолям с сохранением их па-раллельности продольной оси фюзеляжа, места стыка шпаклюются и полируются. Кабина закрывается ватой с Maskol’ом, на фонари устанавливаются маски. Крылья и оперение на ракетах заменяются на самодельные, из пищевого полистирола.

Окраска

Все части фонаря окрашиваются ММ 2135, без грунтовки, для придания внутренним поверхностям интерьерного цвета. Модель обезжиривается в мыльном растворе, промывается и тщательно высушивается. Жидко разведённой тамиевской грунтовкой модель задувается на два слоя, с промежуточной полировкой. Как плата за полностью собранную конструкцию, полировка затруднена из-за наличия всей навески. Необходима осторожность, чтобы её не смахнуть.
Далее модель дважды задувается ММ 1401, с промежуточной и окончательной сухой полировкой. Сразу после этого наносится один слой ММ 1406, просушивается не менее суток. С ис-пользованием тамиевского скотча (другие повреждают металлик) начинается кропотливая работа по отграничиванию панелей и окраски их разными металликами Model Master, Humbrol и Tamiya. При подборе цветов необходимо руководствоваться принципами масштабирования. После выкраски панелей, их тщательной просушки не менее трёх суток, осторожной полировки, окрашен носовой конус, антибликовая полоса перед кабиной.
Ракеты загрунтованы ММ 2748 и окрашены X-1. Стойки и створки шасси окрашены XF-16 после отграничивания скотчем. Очень аккуратно и немного X-1 (акрил) оттонированы линии кроя.

Окончательная сборка

С использованием Micro Set/Sol нанесены декали, техничка добавлена из запасов. Установлены окрашенные колёса, ракеты. Переднее остекление приклеено на жид-кое стекло, фонари установлены на изготовленные механизмы подъёма.

Резюме

Затраты времени и усилий, необходимых для изготовления этой модели, весьма велики и обусловлены тем, что сам kit, фактически, является источником пластика для создания модели. Хорошие чертежи обязательны, благо, они доступны (АиВ или “Масштабные модели”). И ещё – если появляется модель, выполненная в ЛНД, нужно брать её сразу, не дожидаясь, пока износятся литьевые формы. По словам коллег, взявших модель Ту-128 из первых партий, у них проблем со сборкой было намного меньше.

Комментарии запрещены.

Модели. БТТ