Модели. Авиация

IDF Tiran-4 (Т-54Б образца 1952 г., М1:35 Trumpeter)

Такая машина как Т-54/55 в представлении не нуждается. Этот танк стал символом противостояния Востока и Запада. Об этом танке написано множество статей и книг. Поэтому не буду отвлекаться на историю создания и боевое применение, а сразу перейду к модели.
Модель танка Т-54/55 была выпущена китайской фирмой Trumpeter в конце 90-х годов прошлого века. Причем выпускались модели практически всех модификаций, включая и китайского производства. До китайцев модель Т-55 выпускала итальянская фирма ESCI, но на советский рынок они попадали очень ограничено.
Затем была выпущена модель киевской фирмы SKIF. Эта модель булла уже вполне доступна и по тем временам считалась чуть ли не хитом. Но затем китайцы быстро затмили «скифовскую» модель, после чего та стала просто конверсионным набором деталей для доработки и не более того. Практически одновременно появились модели Т-55 фирм Tamiya и Italeri. И если японцы сделали принципиально новую модель, то итальянцы ограничились переизданием старой «эсковской» модели (описанной выше), убрав из нее детали с израильского Tirana и обновив декаль. Все эти модели будут описаны в последующих статьях, а сейчас подробно рассмотрим Т-54Б образца 1952 года, фирмы Trumpeter.

На литниках модель выглядит впечатляюще. Поражает количество деталей и качество их изготовления. Несколько портят общее впечатление простенькая декаль и виниловая гусеница. Сразу оговорюсь, что для создания достоверной модели понадобится море фотоматериалов. Поистине «золотой кладезь» этого материала содержит чешская книга «T-54/55 variants in detail» издательства «WWP». Из графического материала мной использовались чертежи В.Левковича из журнала М-Хобби, как наиболее точные, а также чертежи IDF Ti-67 из журнала «Military Modelling», как наиболее информативные по деталировке.

Итак приступим к более детальному изучению модели. Первые замеры основных геометрических размеров дали понять, что точность китайской модели мягко говоря хромает (причем на обе ноги). Судите сами: длина корпуса (без крыльев) на 6 мм больше истиной, зато ширина корпуса (без надгусеничных полок) меньше на 4 мм; сами надгусеничные полки шире чем нужно на 3 мм; высота корпуса на катках (без гусеницы) больше на 2 мм. Излишняя длина корпуса «потянула» за собой и размер лобовой плиты, которая на 4 мм больше, чем требуется. Башня на 1,5 мм ниже, ствол расположен по центру башни, хотя башня на Т-54/55 не симметрична. Пушка на танке смещена вправо на 50 мм (истинный размер), что в 35-м масштабе составляет 1,4 мм. Кто-то может возразить, что этими «мелочами» можно и пренебречь. Но, поверьте, смещение амбразуры пулемета и прицела почти на 1,5 мм на башне очень даже заметно. И это только основные размеры, но как раз эти-то размеры на модели очень трудно откорректировать. «Перепиливать» корпус вдоль и поперек – дело неблагодарное, проще изготовить корпус заново. Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления и замаскировать «неправильные» размеры – исказив «чистые» обводы. Основными «исказителями» являются различные ящики, мешки с песком, навесная броня и т.д. С Т-55 этого добиться довольно просто – модернизаций было море: это и иракская «Энигма», и югославские Т-55 обшитые резиновыми экранами и обвешанные мешками с песком. А вот с Т-54 дело сложнее. В основном этот танк оставался в «классическом» виде. Единственной страной безжалостно «перекроившей» Т-54 оказался Израиль. Захватив у арабов несколько сотен Т-54/55, израильтяне принялись их активно модернизировать. Модернизация после 1973 года изменила внешний вид Т-54/55 практически до неузнаваемости. Так как в качестве единого орудия израильских танков использовалась английская пушка L 7 (вернее ее американский аналог M68), то эта пушка была установлена и на захваченных Т-54/55. Также Т-54/55 получили пулеметы «Браунинг» и 60-мм миномет. На танки устанавливались израильские средства связи, новые крылья, обвешивали машины канистрами и ящиками для хранения имущества танкистов и инструмента. Это как раз то что нам требуется для «маскировки» недостатков геометрии модели. Теперь, когда прототип выбран, можно приступать к изготовлению модели.

Итак, как выяснилось, на корпусе нас ждет самая трудная работа. Начнем с днища. На днище нужно доделать тоннель торсионов, сливные горловины и уголки усиления. Далее верхняя часть корпуса. Смотровые приборы механика-водителя явно переразмерены – торчат как глаза у жабы. Нужно уменьшить их высоту и выбрать изнутри лишние миллиметры. Теперь имитируем стекла триплексов автомобильной тонировочной пленкой, наклеенной на тонкий пластик. Сверху на смотровых приборах устанавливаем защитные крышки, которые изготавливаются самостоятельно. Теперь можно состыковать половинки корпуса и кормовую часть. Важным моментом является то, что ранний Trumpeter обычным клеем не клеится. Приходится использовать суперклей, что приводит к определенным трудностям при сборке. Стыковка деталей корпуса не идеальна – потребуется шпатлевка. Из-за неточности корпуса хромает и внешний вид надмоторной плиты. Неточно расположены решетки моторного отделения, да и форма их не совсем точна. Поэтому со всей пролетарской ненавистью спиливаем оные до основания. Радиаторные решетки переносим ближе к корме (смотри чертежи) и изготавливаем все заново. Сетку меняем на латунную – она выглядит более реалистично. Люки изготавливаем из медной фольги – их размеры также не точны. Вся «мелочевка» надмоторной плиты (ручки, головки болтов и т.д.) также изготавливаем самостоятельно. Теперь готовую деталь водружаем на место. На лобовой броне жидкой шпатлевкой имитируем фактуру брони. Основной этап доработки корпуса завершен.

Далее остались «мелочи жизни». Из глубоких запасников (спасибо коллегам) извлекаются раритетные запчасти «эсковского» Т-55 – израильские канистры, крылья, ящики для ЗИПа и пр. Передние «родные» крылья обрезаем, на их место устанавливаем израильские. Задние крылья дорабатываются под израильские. Полностью самостоятельно изготавливается крепеж передних и задних крыльев. Дорабатывается крепеж грязеотбойного щитка, ограждение фар и провода к ним. Кронштейны и проводка габаритных огней также изготавливается самостоятельно. Для большей копийности изготовлены бонки крепления ящиков ЗИПа и внешних баков. Не самая приятная операция – прокладка топливных магистралей от внешних топливных баков. Заново изготовлен бронеколпак выхлопа коллектора (на Т-54 он выглядел не так как на Т-55). Ручки на топливных баках и ящиках ЗИПа выполнены отдельными подвижными деталями. Также доделаны замки на буксирных крюках. В качестве троса была использована многожильная проволока, коуши «родные». Более детальную информацию Вы сможете почерпнуть из фотографий готовой модели (конечно, если редакция не поленится их напечатать в полном объеме).

Отдельная песня – это ходовая часть. Катки выполнены отлично. Всего и делов-то слегка их «обтрепать». С самого начала я задумал установить на танке металлическую гусеницу. Но фирменная гусеница стоит дороже модели. Пришлось разжиться несколькими фирменными траками и пиратским способом отлить их из олова. Вот нужное количество траков и отлито, а их на «трумпитеровскую» модель потребовалось ни много ни мало, а 182 штуки (и это без «запаски»). Огромное достоинство фирменных траков, что отверстия под пальцы в них уже высверлены, а на «пиратских» — отсутствуют. Поэтому полтора месяца «горячих вечеров» (в полном смысле этого слова) были обеспечены. Почему «горячих»? Потому, что олово очень быстро нагревается от сверления. На каждый трак потребовалось около семи минут времени (это после приобретения необходимого навыка и наличия микродрели) – вот и прикиньте. Еще одним неприятным сюрпризом стало полное нежелание готовой гусеницы налазить на китайскую звездочку. Все на борьбу с пиратством и китайским ширпотребом!!! Выяснилось, что китайцы звездочку переразмерили. Пришлось доставать «эсковскую». После этого все прошло как по маслу. Но зато пришла новая беда – 3 мм между последним катком и звездочкой по левому борту. Ну да этим пришлось пожертвовать в угоду «естественному» провису и полной копийности.

После проблем с корпусом – башня дорабатывается, как песня поется. Поднять башню на 1,5 мм – элементарно. Сместить ствол на 1,4 мм – тоже не проблема. Немного терпения и аккуратности потребует изготовление водоотбойных щитков амбразур прицела и курсового пулемета. Главное – не забыть сами амбразуры разместить согласно чертежа. Далее, опять же, доработка под израильский вариант и новая перетруска «эсковских» запасов (ствол, антенные вводы, ящик имущества экипажа, канистры). Наконечник ствола был срезан и заменен на новый. На командирской башенке доработаны смотровые приборы. Добавлены ручки на люках, ящик ЗИПа по правой стороне башни изготовлен самостоятельно (согласно чертежам). Ограждение и крепление 60-мм миномета также самодельное. Пулеметы взяты из наборов американской техники, крепления и стойки изготовлены самостоятельно. Антенны установлены на пружинках от пъезоэлектрических зажигалок, что позволяет отклонять их в любом направлении. Остальные мелочи дорабатывались согласно доступных чертежей и фотографий. Экипаж и !Узи» также отлиты пиратским способом. За основу взяты фигурки от Верлиндена.

Процесс покраски и тонировки я описывать не буду. Всем он до боли знаком и заезжен на страницах нашего журнала до беспредела. Из всех секретов осталось только два: «что это такое?» и «где и за сколько это можно достать?». Скажу только, что пропорции изготовления защитной израильской краски я уже и не вспомню. Это был довольно сумбурный процесс. А при тонировке я использовал обычные художественные масляные краски и пастель, а также методы заливки, протирки и «сухой кисти».

Вывод
Модель Т-54/55от Trumpeter не балует точностью размеров, а следовательно и копийностью. Но это одна из наиболее доступных по цене моделей знаменитого танка. Trumpeter выпускает модель Ti-67, но пластика я в руках не держал. Судя по моделям китайских танков «тип 59» и «тип 69» туда просто добавлена плата с деталями израильской конверсии. Поэтому чем больше мелочей Вы доделаете на своей модели, тем меньше критики обратят внимание на геометрические неточности. Желательно при работе с этой моделью иметь под рукой некоторое количество наборов запчастей для доработки.

Комментарии запрещены.

Модели. БТТ